Ватник в Америке
Уникальный блог программиста, уехавшего в США по Грин-карте. Вещаю суровую правду о жизни в Америке, основанную на реальных событиях и людях.
Опубликовано: 29.08.2022 в 18:07

Американская трагедия: история борьбы и поражения коренных американцев, часть 1

История коренного населения Америки сегодня уже не вызывает такого ажиотажа, как сотню лет назад. Но из-за этого она не перестаёт быть менее трагической. Об американских индейцах написаны сотни, и даже тысячи как популярных книг, так и серьезных научных исследований. Художественных фильмов снято гораздо меньше, но большинство с точки зрения покорителей Дикого запада, в которых индейцы зачастую были показаны в качестве экзистенциального врага. Но гораздо реже их показывали, как жертв политики США.

Разбираемся, как после обретения США независимости продолжалось уничтожение коренных американцев, а их земли отнимались.

Данная статья написана преимущественно по материалам нескольких книг:

Питер Коззенс, «И будет рыдать земля: Как у индейцев отняли Америку»

Ди Браун, «Схороните моё сердце у Вундед-Ни»

Юрий Стукалин,«Индейские войны. Как был завоеван Дикий Запад»

Индейцы от обретения США независимости до Гражданской войны

Карта племён и народов Северной Америки на 1500 год

Карта племён и народов Северной Америки на 1500 год

Испанец, кормящий гончих детьми индейцев. Старинная гравюра. Примерно 1495 год

Испанец, кормящий гончих детьми индейцев. Старинная гравюра. Примерно 1495 год

С самого начала колонизации Америки европейцами началось планомерное уничтожение или изгнание местного населения. В 1496 году на острове Эспаньола у берегов Америки было 1 100 100 индейцев, но уже через одно поколение в 1526 году на острове осталось всего 11 000 человек. Многие просто бежали на континент от колонизаторов.  В 1740 году один французский путешественник писал: «…сотни миль речных берегов без признака человеческой жизни и некогда процветающих деревень, которые были опустошены и пусты». Уже во время войны за независимость США в 1792 году сотня крещёных индейцев была вырезана местным ополчением. Но гораздо чаще индейцев обращали в рабство.

Активное наступление властей уже независимых США на земли индейцев развернулось в начале XIX века после начала активного освоения центральных и западных территорий. После покупки у Франции штата Луизиана, именно в Луизиану с 1810-х начали переселять индейцев с востока страны. Вскоре эта часть Луизианы превратилась в западный Арканзас. Тогда же была создана так называемая «постоянная граница с индейцами». Но постоянство сменилось выдавливанием племён всё дальше на запад вглубь территории (тогда ещё не штата) Миссури.

Дорога переселения Пяти цивилизованных племён на территорию Луизианы

Дорога переселения Пяти цивилизованных племён на территорию Луизианы

В 1830-е годы президент США Эндрю Джексон подписал около семидесяти договоров с индейцами, по которым они должны были эмигрировать на «Индейскую территорию» на западе. Очень быстро переселение приняло характер насильственной депортации, которая проводилась войсками со всеми вытекающими последствиями. Чего только стоит знаменитая «Дорога слез» — тысячекилометровый зимний поход 13 000 индейцев Чироков из родных мест в Джорджии к местам изгнания в Оклахому в 1831 году. Этот марш по дорогам Арканзаса, Теннесси, Миссисипи и Джорджии обошёлся в 4000 погибших индейцев. За следующие три года точно также выселили ещё несколько племён.

Всё это очень быстро привело к череде «Индейских войн», которые разделились на несколько конфликтов, вспыхивая до 1880-х годов. Очередной этап боевых действий опять вспыхнул после войны с Мексикой и аннексией Техаса и других территорий, и длился до начала Гражданской войны Севера и Юга. Этот период был периодом интенсивного заселения не только Техаса (с 1845 года), но также территорий Небраски и Канзаса (с 1854 года).

Индейцы и переселенцы в середине XIX века

Индейцы и переселенцы в середине XIX века

Была создана так называемая «Граница Команчей» в Техасе, а в 1858 году большая часть будущего штата Оклахома стала частью Техасского департамента армии США. «Техасцы отняли у нас те земли, где трава растет гуще всего и где лес — самый лучший. Если бы эти земли сохранились за нами, мы могли бы поступить по вашему совету», — Десять Медведей из племени Команчей говорит, почему индейцы решили воевать с белыми. В том же году в Техасе были начаты две военные кампании против Команчей и Кайова. В том же 1858 году Миннесота стала штатом; его границы протянулись на сотни километров западнее «постоянной индейской границы». Но в нарушение закона «Острого Ножа — Эндрю Джексона», индейцам предложили просто подчиниться и уйти ещё дальше на запад или умереть.

За десять лет до Гражданской войны 1861-1865 годов более 150 000 белых поселенцев нарушили вроде как «постоянную индейскую границу». Из-за двух мошеннических договоров лесные племена народа Сиу лишились девяти десятых своей земли, оказавшись загнанными на узкую полосу земли вдоль реки Миннесота. «С самого начала торговцы и агенты кружили вокруг них, как стервятники над скелетами убитых бизонов, постоянно обманывая их, не доплачивая большую часть обещанной ежегодной компенсации, ради которой индейцы согласились уступить свои земли», — Ди Браун, «Схороните моё сердце у Вундед-Ни».

«Многие белые люди часто оскорбляли индейцев и обходились с ними жестоко, —Возможно, они находили тому оправдания, но индейцы не согласны с этим. Многие белые, завидев индейца, всегда вели себя так, будто хотели сказать: «Я лучше тебя», — говорил индеец Сиу Большой Орел.

Но в 1861 году началась Гражданская война и на территории США насчитывалось примерно 300 000 индейцев, большинство которых обитало к западу от Миссисипи. И в этой войне индейцы приняли активное участие, воюя за обе стороны. Они рассчитывали, что помощь Северу или Конфедерации даст им возможность защитить «Индейскую территорию» от посягательства бледнолицых. Но те, кто поддержали Конфедерацию жестоко просчитались. Именно их договор с Югом позволил Северу считать их стороной конфликта и обращаться с ними по принципу «горе побеждённым». В 1864 году силы белого ополчения под командованием Джона Чивингтона вырезали в Сэнд-Крик, штат Колорадо, свыше ста Шайенов и Арапахов, которые укрылись под надежной, как они думали, защитой американской армии.

По новым договорам уже в 1867 году новообразованные штаты Канзас и Небраска добились почти полного изгнания всех индейцев со своих территорий. Тогда же началось строительство трансконтинентальной железной дороги через равнинные территории племён, уничтожалась кормовая база в виде бизонов. Тогда же активный рост поселений на равнинах увеличил возможности для индейских набегов. Именно в эти тридцать лет многим вождям индейцев предстояло войти в историю и стать легендой. Такие имена как Джеронимо стали не менее известными, чем имена тех, кто пытался их уничтожить, вроде генерала Шеридана.

«Хороший индеец – мертвый индеец»

Ещё в 1863 году Конгресс США (не Конфедерации) утвердил «Акт о переселении индейцев в резервации». Но резервации зачастую создавались в непригодных для сельского хозяйства местах.  

«Я слышал, что вы хотите поселить нас в резервации вблизи от гор. Я не хочу нигде селиться. Мне нравится бродить по прериям. Там я чувствую себя свободным и счастливым, но, когда мы начинаем вести оседлый образ жизни, мы бледнеем и умираем», Сатанта, вождь индейцев Кайова.

В 1860-1870-х годах давление на индейцев переросло в серию «Равнинных войн». По договору 1867 года индейцы Кайова получили территорию, где они могли жить, и право охотиться на любой земле к югу от реки Арканзас, «пока бизоны будут водиться там в количестве, достаточном для охоты». «Мы никогда не делали белому человеку ничего дурного и теперь не собираемся делать… Мы хотим быть друзьями белого человека… С каждым днем бизонов все меньше. Несколько лет назад было еще довольно антилоп, но теперь и они в редкость. Когда бизоны и антилопы вымрут, мы станем голодать; захотев есть, мы пойдем в форт. Ваши юноши не должны стрелять в нас; едва завидев нас, они стреляют, и мы стреляем в них», — Тонкахаска (Высокий Бизон) — генералу Уинфилду Скотту Хэнкоку. Но всякий вечный договор воспринимался американскими властями как временная уступка.

Индейский боевой отряд

Индейский боевой отряд

А для прославленного в боях генерала Филипа Шеридана всякий индеец, который оказывал сопротивление, когда в него стреляли, был «диким». После битвы на реке Уошито в декабре 1868 года генерал Шеридан приказал всем Шайенам, Арапахам, Кайовам и Команчам явиться в форт Кобб и сдаться; в противном случае им грозило истребление, так как его «синие мундиры» будут их преследовать и убивать. Тогда-то Шеридан и изрёк свой людоедский афоризм «хороший индеец – мертвый индеец».  Он тут же стал лозунгом американской армии, «освобождавшей» Дикий запад от его коренных обитателей.

Шахтеры, фермеры, скотоводы – все смотрели на запад. Земли, которые раньше казались бесполезными, вдруг приобрели огромную экономическую ценность. Но прежде всего западные земли представляли интерес для крупного американского капитала, который не только прокладывал железные дороги, но и строил заводы, шахты, города и просто добывал золото. А индейцы сидели на безграничных ресурсах всех видов. Несколько позже будущий Теодор Рузвельт выразил всеобщее мнение, когда задался вопросом: неужели американцы позволят, чтобы столь важные земли оставались «охотничьим заповедником грязных дикарей»?

Картина Томаса Хилла «Последний костыль» о завершении прокладки трансконтинентальной железной дороги, 1881 г.

Картина Томаса Хилла «Последний костыль» о завершении прокладки трансконтинентальной железной дороги, 1881 г.

Война за Ред-Ривер, начавшаяся в 1874 году, стала крупнейшей индейской войной. Из четырнадцати крупных боёв во время этой войны три прошли на территории нынешней Оклахомы. К июню 1875 года последний из индейских вождей Команчей сдался властям. К тому времени было арестовано более 70 индейских вождей, которых отправили в военную тюрьму во Флориде.

При этом индейцы тоже одержали несколько громких побед. В 1876 году племена Шайеннов и Дакота, объединившись под предводительством Сидящего Быка, уничтожили на реке Литл-Бигхорн силы полковника Джорджа Кастера. Разгром войск Кастера вселили в индейцев такую надежду, что некоторые индейские племена покинули резервации, чтобы примкнуть к войску Сидящего Быка. Ведь Кастер был старым подручным Шеридана и известным всем карателем. Генерал Крук в 1876 году писал: «Я иду в поход на знаменитого «Сидящего Быка севера». Я не особенно уповаю на успех, поскольку у них перед нами огромное преимущество». Однако уже в 1877 году отряды индейцев были полностью разбиты в Войне за Черные холмы.

Вооружённый отряд знаменитого вождя Джеронимо в 1886 году во время последней войны с индейцами

Вооружённый отряд знаменитого вождя Джеронимо в 1886 году во время последней войны с индейцами

Одним из столпов американской политики в отношении индейцев с 1860-х стало уничтожение их кормовой и ресурсной базы. Индейцы издавна охотились на бизонов: его мясо употребляли в пищу, а из шкуры и костей делали одежду, строили жилища и производили домашнюю утварь. А железнодорожным магнатам нужно было изгнать индейцев из прерий и равнин, где должны были быть проложены железные дороги.  Железнодорожные рекламы сулили пассажирам кровавое развлече­ние: стрельбу по бизонам прямо из окон вагонов. Если вы смотрели фильм Джима Джармуша «Мертвец», то возможно помните, как в самом начале люди с азартом палят по бизонам прямо из поезда. Это оно и было.

Всё тот же генерал Филип Шеридан заявлял в Конгрессе: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, …пока они не истребят всех бизонов!». Ему вторил полковник Ричард Додж: «Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев». К началу 1880-х годов численность индейцев едва достигала 250 000 человек.

Пирамида из черепов бизонов, уничтоженных в середине 1870-х годов. Костяной мукой удобряли поля

Пирамида из черепов бизонов, уничтоженных в середине 1870-х годов. Костяной мукой удобряли поля

Но пока одни индейцы уничтожались или загонялись в резервации, другие решили перейти на сторону победителей. С самого начала, когда Америка ещё была разделена на колонии между Испанией, Англией и Францией, индейцы регулярно выступали на одной из сторон, рассчитывая защитить свои земли и интересы. Но уже в XIX веке некоторые индейцы активно интегрировались во властные структуры США, а правительство научилось стравливать племена друг с другом. Многие индейцы становились полицейскими, чьими руками американское правительство и подавляло их вчерашних соплеменников в резервациях. Но были также и такие индейцы, как Чарльз Истмен, который выучился в университете на врача и работал в Бюро по делам индейцев, а потом стал писателем и защитником прав индейцев.

«Все они лгуны, что бы они ни говорили, им нельзя верить»

Когда племена Тетон-Сиу после войн 1876–1877 годов сдались, им было оставлено лишь каменистое плато, которое не имело никакой ценности. «Предприниматели, стремящиеся нажиться на продаже дешевой земли эмигрантам, вынашивали планы уничтожения резервации. В былые дни индейцы Сиу с оружием в руках удерживали таких торгашей от проникновения на свою территорию, но теперь у них не было оружия, не было лошадей, они даже были не в состоянии прокормить и одеть себя», — Ди Браун, «Схороните моё сердце у Вундед-Ни».

Их величайший военный предводитель, оставшийся в живых, — Сидящий Бык — жил изгнанником в Канаде. Так же как другой вождь, — Джеронимо, — когда он был на свободе в Мексике, Сидящий Бык был для правительства США отвратительным и грозным символом непокорности. «Какой толк разговаривать с этими американцами. Все они лгуны, что бы они ни говорили, им нельзя верить», — сказал он канадскому комиссару конной полиции Джеймсу Макледу.

Сидящий Бык просил канадцев предоставить его людям резервацию, где они могли бы обеспечить себя, но ему всякий раз говорили, что он не британский подданный и не имеет права на землю для резервации. Он пробыл в Канаде 4 года, но после особо суровой зимы 1880 года, в которой погибла масса лошадей, он сдался и в 1881 году отправился в США, где стал самым влиятельным вождём индейцев.

Индейские вожди слева направо: Сидящий Бык (1881), Джеронимо (1887), Красное облако (1871)

Индейские вожди слева направо: Сидящий Бык (1881), Джеронимо (1887), Красное облако (1871)

Жизнь в резервациях должна была уничтожать культуру индейцев Сиу и заменить ее цивилизацией белых людей. Они должны были отказаться от своей прежней жизни и стать фермерами. Но на это требовались деньги, которые можно было получить только за продажу земли. Все 1880-е у индейцев выторговывались и без того скудные земли. «Мошенничество в том, что они пришли по дешевке скупить землю, вот что я называю мошенничеством. Какие-то люди отобрали ее и богатеют на ней; нам, индейцам, очень важно сохранить ее», — говорил один из вождей Белый Гром.

К концу 1880-х в Вашингтоне решили игнорировать договор 1868 года и взять землю без согласия индейцев, если те не уступят. Сидящий Бык, живший в резервации Пайн-Ридж присутствовал на всех советах, на которых обсуждалась продажа земли, но одного его присутствия было достаточно для того, чтобы стена сопротивления оставалась нерушимой. Тогда агенты правительства решили договорится с отдельными индейцами за спиной Сидящего Быка. Они прямо говорили, что если они откажутся продавать землю, правительство ее отберет. И когда пришло время в очередной раз голосовать, место проведения совета было оцеплено полицией, а Сидящего Быка не пустили на совет. Естественно, все проголосовали как надо и Великая резервация Сиу была разбита на маленькие острова. Все было кончено. Но не совсем.

Индейцы оказались у разбитого корыта. Полученные деньги мало что могли решить, а земли были потеряны безвозвратно. Нищее население от отчаяния обратилось в религию. Ни на кого кроме богов надеяться было уж нельзя. «Все индейцы должны плясать, где бы они ни были, плясать не переставая. Совсем скоро — будущей весной — приходит Великий Дух. Когда вот так приходит Великий Дух, все индейцы поднимаются в горы, высоко в горы, где нет белых. Тогда белые не смогут причинить индейцам зла. И тогда, пока индейцы высоко в горах, большой поток приходит, и весь белый народ умирает, тонет. После этого вода уходит и никого, кроме индейцев, нет нигде, и дичь всех пород обильна», — Вовока, мессия из племени Пайютов.

Пляска Духа у Оглала Лакота в резервации Пайн-Ридж, 1890 г.

Пляска Духа у Оглала Лакота в резервации Пайн-Ридж, 1890 г.

Но из-за того, что индейцы плясали, агенты встревожились и вызвали солдат, и солдаты выступили в поход. Полицейские, состоящие как раз из самих индейцев, приказали Сидящему Быку немедленно прекратить все обряды, но вождь отказался что-либо предпринять. К середине ноября Пляска духов так распространилась по всем резервациям Сиу, что почти всякая другая деятельность прекратилась. Ученики не появлялись в школах, магазины опустели, на небольших фермах никто не работал. Напуганный агент из Пайн-Ридж телеграфировал в Вашингтон: «Индейцы пляшут на снегу, они одичали и сошли с ума… Мы нуждаемся в немедленной защите. Вождей следует арестовать и заключить в каком-нибудь форте, пока все не успокоится. И медлить с этим нельзя». А Сидящего Быка объявили реальной силой, которая стоит за «пагубным культом».

Перед самым рассветом 15 декабря 1890 г. сорок три индейца-полицейских окружили сруб, в котором жил Сидящий Бык. В трех милях находился эскадрон кавалерии, который в случае необходимости мог прийти на помощь. Когда полицейские, состоящие из индейцев, выводили вождя вокруг собралось несколько сотен человек, которые заявляли, что никому не отдадут Сидящего Быка.  Полиция потащила его силой и в этот момент один из индейцев выстрелил в полицейского, ранив его.  Падая, он пытался отстреливаться, но пуля попала в Сидящего Быка. В тот же момент сержант Красный Томагавк убил Сидящего Быка выстрелом в голову.

«Невероятно, но окружающие солдаты открыли бешеный перекрёстный огонь по смешавшейся массе людей, и по индейцам и по нам, в то время как первый же залп пушек срезал множество женщин и детей, которые наблюдали происходящее со стороны», — Хью Макгиннис, свидетель. «Мы пытались бежать, а они стреляли в нас, как будто мы бизоны. Я знаю, что бывают добрые белые люди, но солдаты, должно быть, были низкими людьми, потому что расстреливали в женщин и детей. Индейские солдаты не стали бы так поступать с белыми детьми», — рассказывала Луиза Пронырливая Медведица.

Трупы индейцев в разгромленном лагере спустя двое суток после бойни

Трупы индейцев в разгромленном лагере спустя двое суток после бойни

В ходе «сражения» погибло 25 солдат и не менее 153 индейцев (по другим данным около 300) из которых больше половины были женщины и дети. По некоторым данным число убитых индейцев достигает 400 человек. Вождь Большая Нога тоже был убит. Многие отползли в сторону и позже умерли от ран, потери крови и начавшегося сильного мороза. Большинство американских солдат были случайно убиты своими же товарищами, поскольку первоначально стрельба велась в хаосе с близкого расстояния, часть солдат находилась среди индейцев, а многие индейцы были уже разоружены и пытались отбиваться только ножами.

Потом солдаты на конях стали преследовать и добивать разбегающихся во все стороны индейцев независимо от их пола и возраста. После того как раненые кавалеристы отправились в Пайн-Ридж, одно подразделение солдат обошло место побоища на Вундед-Ни, подбирая оставшихся в живых индейцев и загружая их в фургоны – всего 51 человек. Вечером началась метель, а мертвые индейцы так и остались лежать там, где упали и застыли в гротескных позах. За это «сражение» как минимум 20 военнослужащих полка были награждены высшей воинской наградой США — Медалью Почёта. Это стало последним крупным вооружённым столкновением между коренными американцами и армией США.

***

Карта индейских резерваций на 1892 год. К 1900 году в США осталось менее 250 000 индейцев, а только с 1880 года их земли сократились вдвое.

Карта индейских резерваций на 1892 год. К 1900 году в США осталось менее 250 000 индейцев, а только с 1880 года их земли сократились вдвое.

Точное число жертв среди индейцев за всё время установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. В обеих Америках всего жило по самым разным данным от 10-15 до 50 миллионов человек. Большинство жило на юге, тогда как на территории современных США были племена охотников-собирателей и их численность оценивают от 1 до 3 миллионов. Их уничтожение достигалось и этническими чистками, и подбрасыванием оспенных одеял, и самым обычным геноцидом, когда колонисты и местные власти вырезали племена вместе с женщинами и детьми. Даже бойню на ручье Вундед-Ни американская общественность восприняла спокойно. Для них это было просто уничтожение деструктивной религиозной секты.

Итоги всей этой политики подвели Илья Ильф и Евгений Петров в своей книге «Одноэтажная Америка», которая и сейчас не утратила актуальности: «Правительства, которые уничтожали индейцев, пытаются теперь сохранить их небольшое потомство. Во главе индейского департамента в Вашингтоне поставлен либеральный джентльмен. Устроены так называемые индейские резервации, где белым разрешается торговать с индейцами только под контролем государства. Предварительно прогнав индейцев с плодородных земель, за ними закрепили сейчас несколько жалких кусочков пустыни, и это считается большим благодеянием. Открыты музеи индейского искусства. У индейцев покупают за грош их рисунки, ковры, раскрашенные глиняные миски и серебряные браслеты. Построили несколько превосходно оборудованных школ для индейских детей. Американцы даже немного гордятся своими индейцами. Так гордится директор зоопарка редким экземпляром старого льва. Гордый зверь очень стар и уже не опасен, когти его притупились, зубы выпали. Но шкура его прекрасна».

Продолжение следует…

Рассказать
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть